Методическая копилка

Основные компетенции в 5 классе по истории Древнего мира:
• объяснение терминов: «до н.э.», «н.э.»
• знание имён известных правителей, основателей мировых религий, памятников культуры Древнего мира
• знание на исторической карте местоположений древнейших цивилизаций и городов
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности
• составление описаний и объяснение назначения древней культуры
• умение работать с учебным текстом, картой, таблицей, схемой, документом
• знание характерных черт политического строя в государствах древности, положения основных групп населения в обществах древности
• умение работать в группах, приводить оценки исторических событий
Основные компетенции в 9 классе по истории:
• умение применять даты для периодизации реформ, правления, военных кампаний, политической и социальной истории
• знание мест, обстоятельств, участников событий, крупнейших деятелей политики, науки, культуры, военных кампаний
• знание исторической карты
• умение описывать условия и образ жизни людей
• составление описания памятников
• умение соотносить факты и общие процессы и явления истории
• умение называть характерные черты социально-экономического развития, политического, внутренней и внешней политики, идеологии и практики общественного движения определённого периода, положения различных слоёв населения
• классификация событий и явлений по их принадлежности к различным этапам развития истории
• объяснение значения понятий
• сравнение развития стран в разные эпохи
• изложение суждений о причинах и следствиях явлений истории
• объяснение целей и результатов, деятельности государственных деятелей, народных масс
• аргументация своей оценки, событий и явлений
• умение отстаивать свою точку зрения, работать в группах, вести монолог, диалог
Основные компетенции в 11 классе по истории:
• наличие хронологических знаний и умений (даты, рамки, периоды, соотношение года и века, последовательность событий)
• знание фактов (место, обстоятельство, версии, оценки, результаты)
• работа с источниками (чтение карты, поиск информации, сравнение источников)
• описание событий (монолог, полилог, дискуссия, описание условий, исторических памятников)
• анализ, объяснение исторических событий (соотнесение фактов и явлений, характерных черт, классификация событий, сравнение исторических событий и явлений, определение общего и различий)
• изложение суждений о причинно-следственных связях, мотивах, целях, результатах деятельности
• приведение версий, оценок ( в том числе противоположных) исторических событий
• аргументация своего отношения к явлению, исторической личности
• сравнение, сопоставление, систематизация явлений и событий
• поиск необходимой информации в различных источниках
• систематизация исторического материала: составление схем, таблиц, логических цепочек
• объяснение значений понятий
• объяснение целей и результатов действий лидера и народных масс
• владение приёмами исторического анализа
• формирование ценностных ориентаций, убеждений на основе личностного осмысления хода истории
• восприятие идей гуманизма, уважение другого человека и его прав, патриотизма
• уважение к культуре народов мира, национальной культуре, традициям и обычаям своего народа и народов мира.




Павел I
Восьмилетний Павел был свидетелем дворцового переворота 1762 г., когда его мать отобрала власть у отца...
Откровеннейшие документы о гибели своего отца Павел уви¬дит 42-летним. По сведениям Пушкина (а этим сведениям должно верить: поэт очень интересовался сюжетом и сообщил о нем Нико¬лаю I), «не только в простом народе, но и в высшем сословии су¬ществовало мнение, будто государь (Петр III) жив и находится в за¬ключении. Сам великий князь Павел Петрович долго верил или желал верить сему слуху. По восшествии на престол первый вопрос госу¬даря графу Гудовичу1: жив ли мой отец?..»
...С 1761 г. Панин отвечает за воспитание юного принца и с этого времени как бы представляет интересы Павла в сложной при¬дворной борьбе. Не вдаваясь в подробности, отметим, что Павел был для его воспитателя не просто орудием интриги и карьеры: Н. И. Панин мечтал об усовершенствовании российской политической системы, ограничении «временщиков»..., сделавших из государства «гнездо своим прихотям». Утверждение наиболее естественного, максимального законного монарха (каким Панин считал Павла) бы-ло лишь половиной замысла. Одновременно Панин хотел известного ограничения самодержавия императорским советом из 6—8 членов с четырьмя департаментами (иностранных, внутренних, военных и мор¬ских дел). Речь шла о зачатке «аристократической конституции»— Панин опирался на шведские образцы.
Екатерина дала обещания и насчет прав сына, и насчет «императорского совета», однако очень скоро все было «забыто». Укре¬пившись на престоле, царица гасила любой намек на временность своей власти и воцарение Павла...
В 1772 г. сторонники Павла надеются на передачу Екатериной престола своему наследнику, достигшему 18-летия. Надежды не оп¬равдались. Однако борьба продолжалась...
Павел даже боялся в 1782 г. ехать с женою в заграничное пу¬тешествие, подозревая, что мать ищет случая от него избавиться и назначить наследником старшего внука; Екатерина же действи¬тельно требует бумаги Петра I насчет престолонаследия, ищет в деле царевича Алексея прецедента для устранения Павла...
Между тем, к неудовольствию Екатерины, поездка Павла с же¬ной по Европе... вызывала интерес и сочувствие в разных европей¬ских столицах, особенно в Париже. Д'Аламбер и другие знаменитые умы находили в наследнике знания, «возвышенный характер»,.. Подозрительный, печальный, многократно униженный, стремя¬щийся укрыться от двора в Гатчине или Павловске, прислушиваю¬щийся к просвещенным советникам, старающийся уловить «мнение народное», обуреваемый идеями насчет перемены дел в России — таким предстает сын Екатерины в последние годы ее правления... Нет нужды доказывать, как сильно грянул на весь мир французский революционный гром 1789 г. …
Сохранились сведения, что непримиримость Павла к француз¬ским делам обгоняла (в начале революции) реакцию Екатерины. «Однажды Павел Петрович читал газеты в кабинете императ¬рицы и выходил из себя:
— Что они все там толкуют!— воскликнул он.— Я тотчас бы все прекратил пушками.
Екатерина ответила сыну: «Ты жестокая тварь, или ты не по¬нимаешь, что пушки не могут воевать с идеями? Если ты так будешь царствовать, то недолго продлится твое царствование...» Царицу вряд ли могло так разозлить отношение сына к фран¬цузским событиям, в общем сходное с ее взглядами (ведь Россия скоро будет воевать с революционной Францией, а царица забо¬леет, узнав о казни Людовика XVII). Мать и сын, однако, про¬должают расходиться в некоторых принципах, методах, формах политики; непримиримо же их разделяет борьба за власть...
... Тысячекратно провозглашаемая политическая цель Павла, осознанная им еще до воцарения...— это максимальная централизация, предельное усиление императорской власти как единствен¬ный путь к «блаженству всех и каждого»...
Новая централизация вводится с первых же часов нового цар¬ствования.
Заметно увеличивается роль армии. Во все губернии отправ¬ляются специальные ревизии с исключительными полномочиями. Новый стиль управления закреплялся серией законов, именных указов, распоряжений...
«Невольно удивляешься,— отзывается мемуарист,— огромно¬му числу указов, узаконений, распоряжений в короткое царствование Павла; но это была ломка всего екатерининского, порывистые проявления безумия и своеволия — работа страшная и непрес¬танная! Граф Блудов рассказывал со слов очевидца о князе Безбородке, что, получив от Павла в одно утро три противоречивых указания по тому же предмету, он сказал: «Бедная Россия! Впрочем, ее станет еще на 60 лет!»
1 Гудович Андрей — приближенный Петра III, попавший в длительную опалу при Екатерине к возвращенный ко двору вновь Павлом.

Эйдельман Н.Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVIII – начало XIX столетия. М., 1982, с. 27-28, 33-34, 46-48, 50, 60-61, 63-64.

Вопросы. Каковы были взаимоотношения Екатерины с сыном Пав¬лом? Какие идеи внушал ему воспитатель граф Панин? Как по¬действовали на Павла события французской революции? Какие цели он стал преследовать, вступив на престол?